?

Log in

No account? Create an account
main
bartus
DBA. Внеплановое поражение 
22nd-Jul-2011 11:58 pm
main
Пользуясь летним отпуском у кое-кого, собрались мы в будний день скрестить копья.
IV/79 Later Swiss (Костя) – IV/64(c) Medieval French (Бартус)





Составы команд


Швейцарцы
Центр, естественно, составила основная ударная сила – сдвоенные баталии швейцарских пикинеров-алебардщиков Pk. На правом фланге – пара отрядов пращников Ps. Слева пикинеров прикрывала дикая толпа мечников 6Bd, ещё левее – отряд легкой кавалерии LH.




Французы
Свою главную ударную силу, рыцарей Kn, я выставил не левый фланг. Центр заняла тяжелая пехота копейщиков Sp и мечников Bd. Левый фланг с опорой на болото заняли арбалетчики Bw.



Расстановка местности и планы сторон


Как ни странно, агрессорами оказались швейцарцы. Так что местность расставлял я. Ровная поляна в центре, для рыцарского разгона и холмы-лесочки-болотца по углам. Для опоры стрелков.
В моих французских планах было выставить пехотный заслон в центре (2) со стрелковой поддержкой (1), тогда как рыцари (3) должны были развернуться и ударить в охват фланга.
1. Вот тут и начинаются мои терзания на тему «А может, было бы лучше…» А может, было бы лучше перераспределить лучников и рыцарей более равномерно по обоим флангам?



Швейцарец Костя в основу своего плана положил «как можно быстрее добежать и вдарить!» (А). Понимая, что фланги нужно бы прикрыть, он отправил своих мечников в болото гонять французских арбалетчиков (В). Но в наибольшее смущение поверг меня рейд швейцарской кавалерии (С). Проскакав всё поле, швицы обогнули холм и нацелились на мой лагерь.

Я достаточно нервно отреагировал на этот забег в тыл, развернув пару рыцарских отрядов на блокировку подходов к лагерю. Кроме того, отряд арбалетчиков на желтенькой подставочке отправился в неторопливое пешее путешествие навстречу врагу.



2. Вторая порция терзаний. А надо ли было блокировать проход к лагерю? Не факт, что кавалерия с наскоку взяла бы лагерь, а даже если бы и взяла – то могла бы и не удержать…
3. Или же нужно было активнее загонять легкачей с двух сторон рыцарями, зарабатывая победное очко? Впрочем, легкая кавалерия LH и рыцари Kn имеют обоюдный зуб матч-ап друг на друга, я не рискнул рисковать своими рыцарями.


Швейцарская легкая кавалерия слегка оттянулась назад (1), и мы приступили к решительным действиям.
В центре поля (2) я затеял перестановку, рыцари на зеленой подставке выдвигались на передний край, а арбалетчики на желтой занимали их место в блокировке возможного прорыва. На левом фланге (3) мои рыцари атаковали швейцарских пращников. На противоположной стороне игрового поля швейцарские мечники, вздымая болотную грязь, набросились на моих стрелков (4) и несколько ходов спустя вырезали их.
С учетом пересеченной местности соотношение сил было +3 на +2 в случае, когда атаковали мечники и +2 на +2 – когда ответным ударом их пытались взять в клещи два отряда арбалетчиков. Ни одна моя атака не прошла. А швейцарских (забегая наперед) – прошло целых три!!!



В общем, некий размен состоялся. 1:1

Миттельшпиль


В болоте (1) мои арбалетчики при поддержке копейщиков пытались реализовать количественный перевес над качественным. Мечники, стоя по колено в трясине, раз за разом отбрасывали наседающего противника и продвигались вперед.



В центре (2) швейцарская баталия вошла в соприкосновение с линией французской пехоты. Как ни странно, французы устояли и отбросили первую волну врага.
На холмистом фланге швейцарцы прикрылись от возможных рыцарских наскоков (3). И тут я обнаружил, что одного хода мне не хватает, чтобы взять в охват любую из баталий (4). И как назло несколько ходов выпадало по одному-два приказа.
Возле лагеря французские арбалетчики (5) залпами отгоняли швейцарских кавалеристов на безопасное расстояние.
Французские рыцари переругивались друг с другом, выясняя, кому принадлежит честь разметать вражеские порядки. Тем временем швейцарские мечники-мясники выполняли свою тяжелую работу.

Развязка


Швейцарские мечники, как уже говорилось ранее, последовательно вырезали в болоте на «дабл» два отряда арбалетчиков и отряд копейщиков (1).
Получив счёт 1:3 не в свою пользу и понимая, что атаку швейцарской баталии в центре (2) с соотношением сил +7 против моих +4 я могу и не пережить, я бросил рыцарей в самоубийственную атаку.



Рыцари ударили в задние шеренги сдвоенной швейцарской баталии и уничтожили один из отрядов. 2:3



Но следующим ходом швейцарские алебардщики взяли атаковавших рыцарей в клещи и те не устояли.
4:2 в пользу швейцарцев и реванш за «битву шпор» снова отложен.

Выводы


Поражение оказалось весьма болезненным – я был уверен, что знаю, как разбирать пикинеров на запчасти.
Костя весьма удачно неожиданным маневром кавалерии сбил в самом начале мой наступательный порыв, перехватил тактическую инициативу, удачно атаковал на фланге и, по сути, загнал меня в пораженческую ситуацию.
Comments 
23rd-Jul-2011 06:01 am (UTC)
Что ж это, от арбалетной стрельбы мечники никак не пострадали?
23rd-Jul-2011 07:45 am (UTC)
(разводит ручкаме)
никак...

В этих правилах лучники заточены "против кавалерии".
У каждого вида войск свой боевой фактор плюс бросок кубика. Если сумма выше, чем у противника - противник отброшен, если вдвое больше - противник убит (скорее всего, в обоих вариантах есть исключения, так называемые "матч-апы").

Так вот, в перестрелке лучники имеют +2 (+d6) против +5(+d6) у мечников и насолить чуточку могут только выкинув "6" против "1". В болоте с учетом штрафов для тяжелой пехоты в рукопашке получается соотношение +2 у лучников против +3 у мечников - уже лучше, но ещё не в пользу стрелков. Так что бронированным обдоспешенным безбашенным мечникам эти стрелы - как ниткой по жопе.

(На самом деле спасает строй, маневр, концентрация огня и удары во фланг - но это уже углубление в правила)
23rd-Jul-2011 08:05 am (UTC)
Понятно. У пикенеров и копейщиков, как я понимаю, тоже заточка против кавы?
И как бы вы поступили ,если бы могли переиграть битву? Стали бы перекидывать свою конницу на правый фланг?
23rd-Jul-2011 05:31 pm (UTC)
Тяжелая пехота заточена в основном против вражеской пехоты.
Мечники - самые лучшие против пехоты, хуже против конницы, слабоваты против рыцарской конницы. Копейщики чуть хуже против пехоты (но тоже неплохи, я их спокойно на блок против пехоты выставляю), чуть лучше против кавалерии, тоже рискуют против таранного удара рыцарей.

Пикинеры по параметрам ещё слабее против пехоты и на одном уровне с копейщиками против кавалерии. Однако пикинеры очень сильны, когда держат плотный строй - они получают бонус +3 за поддержку своими же товарищами с тыла и в плотном строю становятся жуткими монстрами. Средство борьбы с ними - развалить строй, это легче сделать атакой с фланга, что я и пытался воспроизвести.

Переиграть битву я попытаюсь через пару недель. Или против другой армии, тут 72-ой масштаб, одна армия без покраса обходится в 15-20 долляров, поэтому у каждого из нас по нескольку армий. К тому же мы спокойно относимся к конверсиям, поэтому здесь на поляне, скажем, половина моих стрелков были английскими лучниками, а часть швейцарских копейщиков на самом деле была французской пехотой с алебардами в руках.

Сдвигать конницу на фланг - наверное, не стану. Для разламывания строя пикинеров нужно хотя бы три отряда рыцарей, причём одного-двух скорее всего смогут рассеять, пока строй будет прорван. Так что рыцарский кулак буду держать до последней возможности.

Вот за легкой кавалерией точно гоняться не буду - но один стрелковый отряд на другой фланг переброшу. Для блокирования возможного прорыва.

А в целом против швейцарцев хорошо должны играть пешие варвары типа викингов или средне-кавалерийские армии типа монгольской или русской послемонгольской.

(В правилах DBA расписки армий достаточно жесткие, однако представлены очень многие армии).
23rd-Jul-2011 07:20 pm (UTC)
А у вас в ЖЖ нет неких обзоров игровых систем? Я с некоторыми сестемами знаком, но исключительно с текстом - не играл не в одну. Мне понравилась лаконичность Арт оф тактикс и 1644. А вот Пикет кажеться громозским. Без практики очень сложно ориентироваться.

Несколько мне странно, что варвары могут победить швейцарцев. Впрочем, это не важно.

23rd-Jul-2011 07:44 pm (UTC)
Обзоры игровых систем, особенно на "историчку" - вещь довольно сложная, причём чем больше узнаёшь про эти самые системы, тем сложнее кажется задача.

На форуме ПоляБоя http://fieldofbattle.ru/ периодически возникают подобные темы, однако до конца они так и не были проработаны.

Лучше попытаться вот с какой стороны подойти:
1. Какой период (античность, средневековье, ренессанс, наполеоника, вторая мировая)
2. Сколько времени согласны тратить на игру (DBA - полчаса-час, что нас и привлекает. На другом полюсе игры типа KriegSpiel, на пару суток)
3. Сколько денег согласны вкладывать. Края полюсов, пожалуй - DBA и ваха.
4. Во что согласно играть комьюнити
5. Какой уровень интересует. Я, например, предпочитаю командовать корпусами и дивизиями, поэтому часто обращаю внимание на гексотактики, а к скирмишу отношусь скептически. Тут полюса - бои гладиаторов, 1 фигурка = 1 человек, на другом полюсе - стратегии с картой, где 1 фишка = 1 армия.

Определившись с предпочтениями, можно сунуться на ПолеБоя и попытаться подобрать что-нибудь по душе.

На базе вахоподобных механик, скажем, есть Field of War на вторую мировую и Clash of Empires как наследник Warhammer Ancient Battles, хотя последних вроде бы тоже реанимируют
24th-Jul-2011 08:47 am (UTC)
Хм... а когда проходят "Дни игры"? Хотелось бы как-нибудь приехать посмотреть. Есть какое-нибудь расписание?

- 1. Какой период (античность, средневековье, ренессанс, наполеоника, вторая мировая)

Ренессанс, пожалуй. Тридцатилетняя война, Испания золотого века. Хотя и Рим интересен и войны Фридриха.

-2. Сколько времени согласны тратить на игру (DBA - полчаса-час, что нас и привлекает. На другом полюсе игры типа KriegSpiel, на пару суток)

Сложный вопрос. Пожалуй все-таки часа-2-3.

-3. Сколько денег согласны вкладывать. Края полюсов, пожалуй - DBA и ваха.

Я пока собираю ваху. Потом хотел систему Pike&Shot собирать. Правда вместо собственно вахи хотел Мордхейм собирать - чисто для скимиша. С барышней своей поиграть вдвоем.

-4. Во что согласно играть комьюнити

В принципе, у нас в городе есть настольщики, но я пока с ними не знакомился ,т.к. армию не собрал еще.

-5. Какой уровень интересует. Я, например, предпочитаю командовать корпусами и дивизиями, поэтому часто обращаю внимание на гексотактики, а к скирмишу отношусь скептически. Тут полюса - бои гладиаторов, 1 фигурка = 1 человек, на другом полюсе - стратегии с картой, где 1 фишка = 1 армия.

Ну, от скимиша, до полкового, пожалуй.
24th-Jul-2011 12:20 pm (UTC)
0. "Дни игры" - про Харьков запросто расскажу, а вот про Москву затрудняюсь. :)

1. Ренессанс...
В серии De Bellis (DBAntique, DBMultitude, DBRenessance, DBNaopeonic) есть правила DBR - как раз тридцатилетка, мы смотрим на разборки Россия-Польша-Украина-Татария, благо "Звезда" навыпускала в 72-ом масштабе много чего. Плюс в правилах - комплектация армий по стоимости, в рамках расписок. Игра на 100 очков - примерно полчаса-час, игра на 400 очков затянет, наверное, часа на 4.
200-250 очков - тот промежуток, который часа полтора-два будет, мы его будем пробовать. Но мы уже играли в DBA, которые проще, нам легче будет перейти на DBR.

Давно присматриваюсь к серии Musket & Pike Battle Series (Sweden Fights On, Gustav Adolf the Great и другие, http://boardgamegeek.com/boardgamefamily/124/musket-pike-battle-series
Это гексотактика, с кучей фишек, с не самыми простыми правилами (есть командование с активизацией). Мы (я) подобные игры делаем принт-энд-плей, поверх фишек выставляем солдатиков, очень симпатично выходит.

Наконец, есть вариация Field of glory Renaissance (сам не нашел, но говорят - в интернете найти можно). FoG - неплохая механика, побазовые потери, кубов не ведро, но ведерко.

3а. Pike&Shot - красивые фигурки. Однако собрать компанию, чтобы в это играли у нас, например, пока затруднительно.

3б. С барышней вдвоём - пожалуй, барышне лучше подобрать настолку без прямого противостояния (ИМХО, разумеется). Нечто типа "выиграет тот, кто лучше построит", а не "выиграет тот, кто больше развалит у противника". У нас в клубе есть девушка (армия Бретонии на ФБ - лоша-адки!), из Киева приезжает девушка на WH40k (армия волков) - но у обеих мужья активно играющие, а вот сами девушки как-то не очень активно.
24th-Jul-2011 05:24 pm (UTC)
- 0. "Дни игры" - про Харьков запросто расскажу, а вот про Москву затрудняюсь. :)


Хм..ну это регулярное мероприятие или спонтанное? Некое расписание существует или надо узнавать за н-ное количество дней?

- 1. Ренессанс...
В серии De Bellis (DBAntique, DBMultitude, DBRenessance, DBNaopeonic) есть правила DBR - как раз тридцатилетка, мы смотрим на разборки Россия-Польша-Украина-Татария, благо "Звезда" навыпускала в 72-ом масштабе много чего. Плюс в правилах - комплектация армий по стоимости, в рамках расписок. Игра на 100 очков - примерно полчаса-час, игра на 400 очков затянет, наверное, часа на 4.
200-250 очков - тот промежуток, который часа полтора-два будет, мы его будем пробовать. Но мы уже играли в DBA, которые проще, нам легче будет перейти на DBR.

В принципе, у меня основная проблема пока во времени и в том ,что надо выходить на людей, которые играют, т.к. в городе у нас пока организованного клуба нет. Выбор игровой системы сейчас пока остро не стоит - надо докрасить то, что есть по Вахе. Тем не менее спасибо за подробную информацию -буду иметь в виду)


-Давно присматриваюсь к серии Musket & Pike Battle Series (Sweden Fights On, Gustav Adolf the Great и другие, http://boardgamegeek.com/boardgamefamily/124/musket-pike-battle-series
Это гексотактика, с кучей фишек, с не самыми простыми правилами (есть командование с активизацией). Мы (я) подобные игры делаем принт-энд-плей, поверх фишек выставляем солдатиков, очень симпатично выходит.

Наконец, есть вариация Field of glory Renaissance (сам не нашел, но говорят - в интернете найти можно). FoG - неплохая механика, побазовые потери, кубов не ведро, но ведерко.

Я, наверное, буду пробовать те правила, что есть под рукой. И опять вопрос - с кем играть)

- Pike&Shot - красивые фигурки. Однако собрать компанию, чтобы в это играли у нас, например, пока затруднительно.

А в чем проблема со сбором? У нас вроде наборы армий продаються. И по сравнению с Вахой - они весьма дешевые.


- С барышней вдвоём - пожалуй, барышне лучше подобрать настолку без прямого противостояния (ИМХО, разумеется). Нечто типа "выиграет тот, кто лучше построит", а не "выиграет тот, кто больше развалит у противника". У нас в клубе есть девушка (армия Бретонии на ФБ - лоша-адки!), из Киева приезжает девушка на WH40k (армия волков) - но у обеих мужья активно играющие, а вот сами девушки как-то не очень активно.

С барышней я планировал играть в Мордхей - м сней вдвоем против "условного противника". Там небольшие групки приключенцев против некоторго количества противников или таких же приключенцев - можно с ней в одной группе играть - против "компа".



23rd-Jul-2011 05:34 pm (UTC)
В первом приближении в правилах "камень-ножницы-бумага"
Стрелки бьют каву, кава топчет в чистом поле тяжелую пехоту, тяжелая пехота добирается до стрелков и выносит их. Это называется "матч-ап". Хотя есть нюансы.
23rd-Jul-2011 07:47 am (UTC)
В переводе на ваховский язык - арбалетчики с Bs3 стреляли по мечникам с щитами на дальнем расстоянии, когда мечники были прикрыты кавером, да ещё имели переброс на спас-бросок.
23rd-Jul-2011 08:07 am (UTC)
Мда. А арбалетчиков на один залп хватило?
23rd-Jul-2011 05:16 pm (UTC)
В этих правилах потери побазовые.
Т.е. как правило, отряд просто откатывается - и всё.
Чтобы уничтожить отряд, нужно приложить некие усилия.

Я, например, атаковал мечников с двух сторон сразу. В этом случае 42% за то, что я уничтожу его мечников и 31% за то, что мне это не удастся и моим войскам придется откатиться назад на дюйм-другой. Раза три-четыре подряд в этом сражении (ходов тут много, гораздо больше, чем в вахе) - я атаковал, но срабатывали те самые 31%.

Когда мечники атаковали меня, по статистике 17% за убийство моего отряда (и 42% что мой отряд будет просто отброшен назад) - трижды срабатывали именно эти 17%, увы.

Чтобы организовать достойную стрельбу арбалетчиками, нужно было развернуть все три отряда, а ещё лучше - завести один отряд в тыл мечникам, там бы они себя показали. Но количество перемещений в ход ограничено (ограничение на командование), поэтому я сделал ставку на рукопашную и на количественный перевес. Не сработало.
23rd-Jul-2011 07:14 pm (UTC)
Хм..занятно. А какие-то пенальти за откат отряда предусмотрен?

23rd-Jul-2011 07:35 pm (UTC)
Напрямую - в общем-то нет. Отступай себе на глубину подставки (2-3-4 см) хоть до края стола. Стол - мы играем на половине ваховского, хотя он должен быть квадратным.

Однако сражающиеся в строю получают бонус от отрядов, стоящих рядом. Таким образом если отряд из строя отступает, то оставшиеся теряют бонус и ухудшает свое положение. Это я и называю "разорвать строй". Довольно часто сначала отступает один отряд, затем прорывается боевая линия, а выход противнику в тыл - очень часто завершается разгромом.
24th-Jul-2011 08:49 am (UTC)
Понятно вроде. А что можете сказать про систему Art of tactiсs?
24th-Jul-2011 12:05 pm (UTC)
Я к ней присматриваюсь, но пока не играл и не сильно разбирался.
Идея, что плотность строя - а значит параметры отряда - отображаются количеством фигурок на стандартных подставках, мне нравится. Но саму игру на зуб не пробовал.
This page was loaded Aug 19th 2019, 4:13 am GMT.