bartus (bartus) wrote,
bartus
bartus

Categories:

Сессия-рипорт. Civilisation aka Mare Nostrum

Отчет о сражении за власть над миром с пояснениями игровой механики и закулисной политики.



В игре представлена эпоха условной античности.
Участников пятеро, каждая сторона имеет свой небольшой бонус.
Рим. Скидка при покупке войск. Соответственно, самый быстрый набор/пополнение армий. Рекомендуемая стратегия – «Kill them all»
Греция. Скидка при покупке кораблей. Расположение в центре карты и корабельный бонус рекомендует авантюрно-пиратскую стратегию. Однако корабликов в игре всего пять, а вот пехотных легионов – восемь, поэтому присутствие злобного римского соседа вынуждает тщательно продумывать, с кем и против кого дружить.
Вавилон. Каждый ход может расширить влияние на одну нейтральную провинцию. Соответственно, рекомендуемая стратегия – наступательно-экономическая, быстрый рост вширь, обычно за счет Малой Азии и мирного договора с Египтом на юге. Уязвимое место – протяженная береговая линия, тем более при правильной игре греческих пиратов.
Египет. Бонус в ресурсах. Соответственно, рекомендуемая стратегия – экономическая. Однако центральное расположение дает широкие возможности в политической области.
Карфаген. Качественный бонус войскам. Географическое положение обычно проявляется в оборонительно-экономической стратегии, хотя случались и ганнибаловы рейды.

Условие победы. Один способ – построить чудо света Пирамиды. Для этого нужно заплатить комбинацию из 12 разных ресурсов (или 12 монет-податей). Если учесть, что в игре всего именно 12 видов ресурсов, то для такой победы необходимо контролировать большую часть ойкумены. Встречается крайне редко в нашей компании.
Второй способ – построить/прикупить четыре чуда света/героя. Точнее, три – ибо по одному герою каждая сторона получает с расклада. Для такого приобретения нужно уже по 9 разных ресурсов. Этот путь полегче, хотя и длительнее.

Игровая механика. Начинается игровой ход с получения ресурсов. Каждый рисуночек на карте, на который положен жетон каравана, приносит владельцу провинции один такой ресурс в ход, каждый потенциальный город, на который положен жетон города, приносит одну монетку-подать.
Караванов и городов на всех не хватит!



На снимке: грек Вадим получает набор своих ресурсов, хороша видна рыжая «подать».

Распределение ресурсов – достаточно сложная и путаная часть игры. Поэтому рекомендуется назначить кого-нибудь ответственного выдавать требуемое. У нас, например, этим занимался римлянин Олег.



На снимке: Олег внимательно выслушивает перечень требуемых ресурсов, запас которых у него под левой рукой тщательно рассортирован по видам.

Можно, конечно, чтобы каждый сам себе набирал ресурсы – так будет намного быстрее, но даже благородные доны в азарте борьбы допускают непреднамеренные ошибки, что же тогда говорить о прирожденных жуликах?!
.

Первая фаза хода – торговля.
Игрок, который владеет наибольшим количеством караванов и рынков (со старта это – Карфаген), определяет количество товаров (карт ресурсов) на торгах.



На снимке: в этот ход назначено к торгам всего по одной карте товаров. Видно, как игроки приготовились одновременно вскрывать эти карты.

Напомню, что для строительства нужно собирать наборы разных ресурсов, а на карте они, как правило, повторяются в регионах (например, Карфаген богат невольниками, а Египет – папирусом). Фаза торговли может получить новые товары из дальних мест.
Помимо назначения количества карт к торгам, главный торговец имеет ещё и право первого выбора. Так что это весьма ценная привилегия. Поэтому я (Карфаген) сосредоточился на сохранении этой привилегии в своих руках.

Вторая фаза хода – строительство.
Игроки по очереди обменивают комплекты ресурсов на фишки и жетоны. Количество карт в наборе обычно кратно трем: войска, караваны, ресурсы, знаки влияния (цветные треугольнички) стоят по три карты, «удвоители» (храмы и рынки) – по шесть карт. Герои и Чудеса Света – по девять. Победные пирамиды – 12. В наборе могут быть либо разные ресурсы, либо весь набор – подати от городов.
Порядок строительства определяет Главный Строитель - игрок, у которого больше всего городов (со старта это – Египет). Строиться позже выгоднее: если потенциальный противник выставляет легионы на границе – переводим экономику на военные рельсы, на чужой границе – вкладываемся в развитие.
Сложности создает правило, по которому заначивать ресурсы вовсе невозможно, а монетки - не более двух. Так что накопительство в игре отсутствует.

В большой политике порядок строительства – предмет торга. Однако ещё больший предмет торга – порядок хода в перемещениях.

Третья фаза хода – перемещения.
Вначале передвигаются кораблики, потом двигается пехота. Пехоту можно перебрасывать по «флотским мостам» через моря. Тут же разыгрываются сражения, причем если корабль можно поставить рядом с чужаком и сказать «я не буду драться», то для пехоты битвы обязательны.
Очередность хода определяет Главный Генерал - игрок, у которого больше всего войск (легионов, кораблей, крепостей). Со старта это – Рим.



На снимке: греки расставили свой флот по всему Средиземному морю. Потенциально они могут перебросить свои легионы в любой участок Африки. Вот только самих легионов нет.

В конце хода подсчитывается количество рынков, городов, войск. По итогам подсчета может случиться, что карта Главного Торговца / Строителя / Генерала перейдет в другие руки.

Скажем, в этой игре в первый ход Рим построил караван, а Греция – легион и галеру. Таким образом у греков стало больше отрядов на игровой поляне и Главным Генералом на некоторое время стал Вадим.


На снимке: Вадим демонстрирует перехваченную карту Главного Генерала.

Дебют игры прошел во взаимных заверениях о вечной дружбе и ненападении.



Красные карфагеняне в нижней части снимка выстроили цепь прибрежных крепостей. Белые египтяне, помимо крепостей и легионов, вложились в города храмы, доведя количество получаемых в ход монет до восьми. Желтый Вавилон заключил договор о разделе Иерусалима с египтянами и повел экспансию в Малую Азию.




На снимке: вавилонянин Кирилл и египтянин Дима.

Греки, однако, совершили типичную для новичков в игре за греков ошибку: они нахамили римлянам. В результате (на верхнем снимке) римляне (синие) организовали армию из четырех легионов…



…и вторглись в Македонию и Фракию.


Механика боя достаточно проста: бросается по кубику за каждую фигурку легиона. Каждые пять очков в полученной сумме снимают одну фигурку противника. К примеру, если армию вторжения составили три солдатика, то они могут выбросить «2», «4» и «5» - и снять две фигурки противника (в сумме 11 = две пятерки и один пункт пропал впустую). Считается, что крепости всегда выбрасывают «шесть», однако они не могут перемещаться.

К этому моменту я (Карфаген) уже контролировал доход в 9 ресурсов и, пользуясь привилегией в торгах, смог дважды собрать полные комплекты, прикупив Елену Троянскую и построив Храм Артемиды (+1 ресурс).
Что отличает нашу клюбную компанию – так это умение объединяться в борьбе с потенциальным лидером. Достаточно было всего пары возгласов «Карфаген сейчас выиграет!», чтобы все четыре игрока выложили на торги подати (обычно их стараются придержать для собственных нужд) – лишь бы я не набрал победную комбинацию.

Более того, Рим бросил топтание и так уже поверженной Греции и вторгся в Ливию (1). Египет собрал войска в Киренаике и планировал вторжение то ли в Восточную Мавританию, то ли по морю – в столичный Карфаген (2). Поскольку сразу двое обозначили свое стремление поставить зарвавшегося меня на место, Вавилон собрал армию в Малой Азии (2), обозначая интерес в сторону греков.




После победы в сражении победитель имеет несколько возможностей насолить побежденному.
Например, египтянин в Карфагене поставил своих белых солдат поверх моих рынков, отнимая доход в свою пользу (1). Римлянин поступил иначе – он поставил своего синего солдата на мой знак влияния (2). В следующий ход, заплатив положенное, он может забрать провинцию под свой контроль. Наконец, можно просто уничтожить город или караван. Помните, я говорил, что караванов на всех не хватит? Так вот, порой это – единственный способ построить такой нужный караван в своей провинции: сначала уничтожить его в чужой.



Отомстить превосходящим силам противника сразу у меня не получилось, но вот насолить Египту я мог – и мои войска вторглись в южную Киренаику (3). Сражение не привело к полной победе одной из сторон, в провинции остались белые и красные солдатики, Поэтому я не мог там ничего ни захватывать, ни уничтожать – но и Египет не мог там ничего строить.

На этой стадии игры я (Карфаген) имел уже три Героя (Чуда Света) из четырех и потенциально девять ресурсов в ход. Египет имел доход в восемь монет – но не забывайте про возможность накопления монет и относительную независимость от результатов торговли.
В этих условиях Вавилон почувствовал – пришло время для удара в спину. Пока римские легионы посыпали солью Карфаген, вавилоняне высадились в Египте и Северной Киренаике (4).


К этому моменту игра (с учетом обеденного перерыва) длилась около двух часов. К сожалению, время у нас было ограничено, поэтому концовка прошла несколько скомкано, под девизом «была не была».

Римляне вторглись в Карфаген, оккупированный египтянами. Елена Троянская переманила один римский легион на свою сторону – как бы ни закончилось сражение между ними, у меня оставался легион в провинции, чтобы не дать ничего разрушить. С египтянами мы заключили перемирие. В свой ход я добил остатки римлян, освободив столицу и подготовив переход Ливии обратно под мою власть.
Египтяне контратаковали Вавилон, но менее успешно – побережье осталось за Кириллом.



Эффектную точку в игре поставил Вадим, лихим налетом уничтоживший римский флот в Ионическом море.


Дальше могло быть всё, что угодно. Меня притормозили – и мне нужно было пару ходов для восстановления экономики. Для возобновления вторжения Риму нужно было тоже пару ходов. Как и Египту для освобождения из вавилонскаго плена. Как разложатся союзы в этой ситуации – предположить крайне сложно.



Подсчет игровых ресурсов также не выявил явного лидера. У меня было три героя, у Вавилона – больше всего войск, у Рима – больше всего караванов. Впрочем, через ход-два я вернул бы первенство по караванам, а Рим – по войскам. В итоге мне понравилось изречение Андрея «Ворона»: «Боевая ничья, в которой Карфаген чуть больше ничьей, чем другие».

В данной игре все совершали ошибки. Вадим, как новичок, напрасно зацепил Рим уже в дебюте – хамить соседу нужно, когда он в командировке. В прошлой игре союз Рима с Грецией наводил страх на остальных настолько, что при следующей подобной попытке я бы ожидал тройственного союза у остальных противников. А так Греция была быстро выведена из игры. Однако Олег великодушно не стал добивать противника – и в будущем Греция могла бы проявиться.
Я (Карфаген) слишком явно и быстро рванул к победе – атака на меня была решительной и быстрой, мой темп был остановлен.
Дима (Египет) слишком увлекся моим пинанием и пропустил удар в спину от вавилонян. Впрочем, скорее всего после возгласов «Карфаген сейчас выиграет» последовали бы возгласы «Египет сейчас выиграет» - и на помощь Вавилону отправились бы карфагеняне или римляне.
Олег (Рим) был вынужден тратить время и ресурсы на соседские разборки с Грецией, за счет чего потерял темп в экономическом развитии. В дальнейшем лидера (меня) останавливали ценой римской крови – а это расходование ресурсов и опять-таки потеря темпа для Олега.
Наконец, Кирилл (Вавилон) удачно дождался посрамления Карфагена Римлянами, подловил Египет – но до экономической победы ему ещё далековато, а обиженных соседей он себе уже нажил.


В качестве послесловия
1. Как уже давно и неоднократно говорилось – в игре должны участвовать все пять сторон. Тогда непостоянные союзы и грязная политика проявятся во всей своей красе.
2. У нас игра обычно затягивается часа на три. Но учтите: компания привыкла стопорить лидера. Это как в Манчкине: 9 очков набираются минут за десять (в Mare Nostrum = за час), но последний шаг занимает чуть ли не вдвое больше времени.
3. Есть дополнения на шестого игрока (Атлантида), есть вариации в правилах, есть новые герои, чудеса света, даже новые Боги и новые войска.

В общем – играйте!
Tags: Настольные игры
Subscribe

  • BattleLore

    Опробовал я эту игру. В двух словах: понравилось, буду играть ещё. Как радушный хозяин, Костя предложил мне выбирать игровую сторону, я не…

  • Mascarade

    Опробовали мы новую настолку. «Машкерад» от Бруно Файдутти. Впечатления вполне положительные. Игра быстрая, до получаса на 6 человек, веселая,…

  • Mare Nostrum

    Поскольку в такую холодную погоду танчики водить не с руки – поскольку оные примерзают к рычагам, переместились мы в тёплое средиземноморье. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • BattleLore

    Опробовал я эту игру. В двух словах: понравилось, буду играть ещё. Как радушный хозяин, Костя предложил мне выбирать игровую сторону, я не…

  • Mascarade

    Опробовали мы новую настолку. «Машкерад» от Бруно Файдутти. Впечатления вполне положительные. Игра быстрая, до получаса на 6 человек, веселая,…

  • Mare Nostrum

    Поскольку в такую холодную погоду танчики водить не с руки – поскольку оные примерзают к рычагам, переместились мы в тёплое средиземноморье. В…